1 2 3 4 5
Переходный возраст: бои без правил
15 июня, 2012 • Екатерина Бурмистрова •
«Трудные» подростки… Кризис переходного возраста – это не только переломный момент в жизни вашего ребенка. Это еще и серьезные перемены для родителей.
Для кого-то это непростое время превращается в бои без правил, у кого-то это период до предела натянутых нервов… Как справиться с наименьшими потерями? Об этом рассказывает семейный психолог и многодетная мама Екатерина Бурмистрова.
Кнопку заклинило
– Когда начинается подростковый возраст?
Подростковый возраст – период непростой. Он определяет дальнейшие отношения человека с семьей и социумом. Сейчас сильно изменилась периодизация подросткового возраста, дети взрослеют раньше. Непонятно, в чем тут дело – то ли в генномодифицированных продуктах, то ли в скорости развития современного мира, но, по факту, дети сейчас входят в подростковый возраст на 1,5 — 2 года раньше, чем 50 лет назад. Так же как кризис трехлетнего возраста приходится сейчас не на три года, а на два.
Подростковый кризис сильно помолодел. Более того, подростковый период может вообще не кончиться, человек может остаться подростком до самой старости.
– Почему такое большое значение придается подростковому возрасту?
– В подростковом возрасте должны быть решены определенные задачи развития и, если они в этот период не решаются, они с человеком остаются. Многие могут вспомнить какого-нибудь взрослого персонажа, который в душе и по поведению ведет себя как подросток.
Начало подросткового возраста определяется двумя важнейшими факторами.
Первый фактор – гормональные изменения, ведущие к взрослению.
Второй фактор – семейная ситуация.
Начну со второго. Семейный фактор – очень значимый.
Здесь важно вспоминать свой подростковый возраст, потому что то, как мы себя ведем или будем вести себя с подростками, во многом определяется протеканием этого периода в нашей собственной жизни. Память о нашем подростковом возрасте у нас есть, и при определенном поведении ребенка она будет актуализироваться.
В целом, исследования говорят о том, что дети в конфликтных и дисфункциональных семьях взрослеют раньше. Они входят в подростковый возраст раньше, и протекать он может дольше и более глубоко. Это общая закономерность.
Ребенок отделяется от своей семьи, оглядывается в окружающем мире, мире сверстников и выходит на другую орбиту, связанную с семьей. Он отделяется не полностью, он остается по-прежнему связанным, но эта орбита гораздо более отдаленная, чем до того, как этот период начался.
Можно сказать, что конфликтно-дисфункциональные семьи – они чуть раньше ребенка выталкивают на эту орбиту. В полной гармоничной семье ребенок дольше остается в домашнем бульоне, теплом, питательном, надежно защищенном мире, и ему не надо взрослеть. Хотя бывают всякие истории, связанные с личным опытом, заставляющие ребенка взрослеть помимо изменения семейного климата.
Задача подросткового возраста – отделиться от семьи и перестроить с ней взаимоотношения.
Основное новообразование подросткового возраста, говоря словами психолога, – это рождение самосознания, осознание себя как отдельного человека.
– Как это новообразование подростка, его вновь обретенная самостоятельность сказывается на отношениях с родителями?
– Подросток начинает смотреть на своих родителей и близких взглядом со стороны. Это сложный период развития – увидеть людей, в которых ты был растворен, которых ты считал лучшими людьми, со стороны. Даже если родители близки к идеалу по всем параметрам, что бывает редко, – это стрессовое переживание.
У подростка появляется взгляд критика и эксперта. И он в этом не виноват!
Это непроизвольные изменения, это как ребенок в 2,5 года начинает говорить «нет» и «мама плохая». Он это не специально делает, он развивается. Так же и подросток, когда начинает видеть, что мама не самая лучшая, у нее ноги не такие, образование не то.
Мы ведь тоже можем посмотреть на близких экспертным взглядом. Но у нас есть кнопка выключения, с нами происходит это произвольно. Подросток не умеет, у него кнопка включатся и ее заклинивает.
Главное открытие подросткового возраста – «я есть», а второе открытие – «мои родители не идеальные люди».
На орбиту
– Нужно ли стараться подстроиться под новый взгляд ребенка?
– Второе открытие может оказаться крайне травматичным, независимо от того, насколько родители идеальны. Невозможно полностью соответствовать взгляду подростка на вас, это бесполезная гонка.
По идее, от родителей отделиться нужно, выйти на орбиту и оттуда, не отделяясь полностью от семьи, построить какие-то дружеские отношения со сверстниками, найти людей, с которыми очень интересно разговаривать. Ценности этой компании становятся ценностями подростка.
– Родители не всегда готовы принять компанию сына или дочери…
– Общей линии развития подростка противодействовать нельзя. Он должен отделиться от семьи, иначе он потом свою семью не построит, не созреет как личность. Можно вспомнить людей из числа знакомых, которых не отпустили родительские семьи. Есть сенситивные периоды приобретения какого-то навыка и, если это время упустить, то потом те зоны, которые за это ответственны, засыпают.
Если человек и в двадцать пять лет остался в своей семье, у него могут быть всякие возможные приключения, но отделиться от семьи ему сложнее. Крепкие и неполные семьи очень подавляют желание подростка отделиться от семьи и заиметь собственную точку зрения, круг общения, собственные взгляды и увлечения. У них, как правило, во взрослом возрасте или семьи не построены, или построены не по взаимному влечению. Чаще всего он остается ребенком, обслуживающим родителя.
Главная —› Страничка для родителей —› Современное воспитание