Персональный сайт STN  
для друзей, коллег, студентов и не только 


Новости сайта
Форма входа
Поиск

Семья и подросток [1]

Главная—› Страничка для родителей —› Современное воспитание

СЕМЬЯ И ПОДРОСТОК

Матренина Н.В.,

педагог-психолог

Здесь, в этой аудитории, собрались родители, которых не нужно поучать, читать назидания. А хочется просто поделится мыслями, наблюдениями, обозначить некоторые проблемы, свойственные подростковому возрасту.

Когда речь идет о подростках, мне представляется бурная река под названием "переходный возраст”. С одной стороны берег "детство”, а с другой "юность”. Река мутная, по ней плывут какие-то предметы (палки, бревна). Внизу, в глубине холодная вода. И ребенок, оторвавшись от своего детства, пытается перебраться на другой берег. Если он хороший, опытный пловец, которого научили, как бороться с течением, преодолевать трудности, научили при необходимости звать на помощь; если он уверен, что эту помощь ему окажут близкие люди, поддержат, направят, то река будет преодолена. И к берегу юности доберется уверенный в себе человек, ценящий людей, способный оказать помощь другим. А если это неопытный пловец, не подготовленный к трудностям, эта река станет испытанием, которое сломит его.

Много лет работая с подростками, все больше убеждаюсь в том, что готовить ребенка к подростковому периоду надо с самого детства. То, что кажется в детстве незначительным, обостряется в переходном возрасте. Не убрал свои игрушки, забыл купить хлеб. А позже - отказ это делать или выполнение после долгого напоминания своих обязанностей по дому. Появились первые проблемы со школой: нежелание делать домашнее задание, трудность в освоении какого-то предмета. Учеба становится как наказание для всей семьи, так как ребенка не научили анализировать свои поступки, вычленять, где он прав, а где нет, - дальше все будут виноваты в его проблемах, а не он сам. Следствие этого очевидно: нарушение общения в семье, отрицательное отношение к школе и ребенка, и родителей, желание найти друзей, которые разделяют его мнение, друзей, которых, как правило, родители не хотели бы видеть в своем доме.

Родной дом. Это простое словосочетание таит в себе непростой смысл. Дом для человека - нечто гораздо больше, чем обыкновенная крыша над головой. Это защита в детстве и юности. Это наши корни в зрелости. Это, наконец, опора в радости и в горе, в любой трудный час. И особенно важно для подростка иметь дом, в котором тебя понимают. Это совсем не значит, что потакают, считают всегда правым. Тем более, что ребенок, делясь с родителями своей проблемой, как правило, делится своим сомнением. Ведь если он уверен в своей правоте, он может и не рассказывать о каком-то эпизоде своей жизни. Учитель несправедливо поставил оценку. Он возмущен. Других оценили так, а его – по-другому. Почему? Вот вопрос первый, который нужно обсудить. Так ли ты прав? И выясняется: все списывали, и он тоже. Но он получил "2”, а остальные "3” и "4”. Заметили только его. Конечно, обидно. Но ведь ты списывал тоже. Тебе было бы легче, если бы и остальным тоже поставили "2”? А может, вместо осуждения попробуем подумать, как исправить твое положение?

К сожалению, специалисты (педагоги, психологи, социологи) отмечают, что семья переживает кризис, как и наше государство. И мы часто встречаемся с тем, что функции по воспитанию детей родители пытаются переложить на школу. Приведу данные, полученные в процессе анкетирования родителей 5-6 классов в СПОШ № 27.

На вопросы анкеты отвечали 499 родителей. 422 считают, что они полностью отвечают за воспитание детей, педагоги лишь помогают; 7 родителей считают, что учителя несут основную ответственность; 54 родителя уверены, что родители и учителя делят ответственность поровну; 16 родителей затруднились ответить на этот вопрос.

Таким образом, 18% наших родителей не желают брать ответственность за воспитание своих детей на себя. Но так как анкета проводилась на родительском собрании, а на собрания ходят обычно родители, обеспокоенные судьбой своих детей, мы склонны считать, что цифра 18% неточная. Таких родителей больше.

Вдумайтесь в еще одни показатели. Пермский пединститут проводил исследования в 1984 году и в 1997 году.

В 180 семьях

В 1984 году

58% детей проводили с родителями свободное время

27 % детей ходили с родителями на прогулки, уезжали на выходные за город

27% регулярно просматривали дневник

В 1997 году

29%

12%

 

12%

 

 

Если провести такое исследование повторно, цифры, наверняка, будут еще меньше. Причины понятны. Нестабильность экономики, потеря рабочих мест заставляют родителей думать о хлебе насущном. Но от этого страдают наши дети. Ведь по силе воспитательного воздействия семья стоит на первом месте. На втором и третьем - школа и средства массовой информации; четвертом и пятом - товарищи и друзья; шестом – самовоспитание; седьмом - литература и искусство.


[ 1 ] [ 2 ]

Календарь
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0