Главная —› Страничка для родителей —› Современное воспитание
На родительском форуме, посвященном проблемам детей с СДВГ, одна мама
замечательно наглядно изобразила поведение маленького сдвг-шки: «Пройдя многое
со своим малышом, теперь стала замечать и за чужими. Были летом на даче, с
соседнего участка ежедневно доносились частые окрики на разные лады: «Вова!
Вова! Вова!!!...» Через несколько дней поймала себя на мысли, что ребёнок,
наверное, гиперактивный, а когда подрастёт, перестанет реагировать и отзываться
на своё имя, - привычка. Через несколько дней познакомились с ним. Малыш
подбежал к моему ребёнку с криками: «Мальчик, мальчик! Как тебя звать, это –
Вова» (показывая на себя). Бабушка зовёт - не реагирует. Начинает бегать по
участку, догоняя моего восьмилетнего детину и отбирая игрушки. Общаемся с
бабушкой, понимаю, что вся семья горда появлением ТАКОГО УМНОГО ребёнка.
"Ему всего два и четыре, но он уже знает буквы, все цвета, до всего ему
есть дело. Родители уже решили со следующего года репетитора по английскому ему
приглашать на дом, и школу языковую уже выбрали».
А я смотрю на него и так жалко мне дитя: и не ходит он, а бегает, говорит с
надрывом, как будто запыхался; в глаза не смотрит, когда с ним разговариваешь,
всё норовит убежать. В игры не играет, "успокаивается" только
просмотром мультфильмов. Общаться не умеет, детей то толкнёт, то обзовёт, то
настойчиво кричит: «Дай Вове!»
Видно их со стороны,- будущих неудобных в школе детей, а родители умиляются:
такой маленький, а СТОЛЬКО знает и постоянно говорит взахлёб…
Вспомнила невольно и "наше" детство. Многого я не видела, списывала
на маленький возраст, а другие дети порой выглядели просто безынициативными на
фоне моего. И получается, что вместо лечения на детей возлагаются высокие
надежды, мы умиляемся их детской непосредственности, а потом удивляемся,
встречая результат в виде стойкого девиантного поведения».
Вот и мы, поняв, что наш малыш не «издевается над нами» и не «вьет веревки»,
как любят говорить некоторые, а наоборот, нуждается в нашей помощи, во многом
изменили свое поведение, и жить всей семье стало гораздо легче. Мы перестали
ругать и пилить сына по мелочам, понимая, что часто он не в силах сдержаться от
своей импульсивности, стали пытаться наладить ему режим, по возможности сводить
к минимуму шумные компании, перестали пытаться во чтобы то ни стало заставить
ходить его на «развивающие» занятия.
«Какое там СДВГ! Пороть их надо посильнее!» - восклицает посетитель сайта газеты «Комсомольская правда» в комментариях к статье о гиперактивности. К сожалению, подобная реакция – не редкость.
Н. Н. Заваденко: «Конечно же, в таких ситуациях неправильно говорить о распущенности ребенка и недостатках воспитания. Проблема заключается в том, что взрослые, находящиеся рядом с ребенком, не информированы, не знают о существовании СДВГ».
Леонид Семенович Чутко, доктор медицинских наук, заведующий центром нейротерапии Института мозга человека РАН (Санкт-Петербург): «Если родители видят у ребенка симптомы СДВГ, то надо обратиться к детскому неврологу, лучше в специализированный центр, где можно провести комплексное обследование, включающее электроэнцефалограмму и специальные психофизиологические тесты. Это позволит объективнее определить степень нарушения у ребенка и отделить «настоящие» проявления СДВГ от проблем, вызванных дефектами воспитания.
Общепринято считается, что лечение СДВГ должно быть комплексным, то есть включать как медикаментозную терапию, так и психотерапевтические методы. Безусловный фактор улучшения - это создание позитивной модели отношения к ребенку. Мы рекомендуем говорить не столько о наказании, сколько об отсутствии поощрения: то есть не «кнут и пряник», а «пряник и отсутствие пряника». Родители должны сформировать систему поощрений. В качестве «пряника» могут выступать походы в кафе, просмотр фильмов, карманные деньги и т. д. Важно убедить родителей, что в сложившейся ситуации ребенок не виноват. Кроме этого, комплекс вины не должен сформироваться и у родителей.
Психологические особенности гиперактивных детей таковы, что они невосприимчивы к выговорам и наказанию, но быстро реагируют на малейшую похвалу. Поэтому надо формулировать инструкции и указания для детей с СДВГ четко, ясно, кратко и наглядно. Родители не должны давать им одновременно несколько заданий, лучше дать те же указания, но по отдельности».
Еще много-много раз?..
Разговаривая с родителями гиперактивных детей, я заметила, что существует больной для многих вопрос: если в семье первый ребенок с СДВГ, то бывает, что родители просто боятся рожать еще, не родятся ли и последующие дети такими же «моторчиками»? Существует ли подобная закономерность? И как вообще лучше расти такому ребенку – будучи единственным в семье или имея братьев-сестер? Конечно, нет единых общих установок и каждый конкретный случай имеет свое решение, и всегда важен совет духовника, врачей-специалистов. Но хотелось бы привести в заключение ободряющие слова профессора Л. С. Чутко, может быть, кому-то они покажутся полезными: «Действительно, существует вероятность появления признаков данного расстройства и у других детей в семье. Но это ни в коей мере не должно сдерживать родителей от планирования другого ребенка. Появление младшего братика или сестренки может благотворно повлиять на ребенка с СДВГ, поможет воспитать чувство ответственности. Счастье от появления ребенка гораздо больше, чем трудности от гиперактивности, так как большинству детей с СДВГ чаще всего можно помочь».
Главная —› Страничка для родителей —› Современное воспитание